Все автомобили »
Skoda Felicia (Шкода Фелиция)
.
6.2.1 Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя
Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя
Общая информация и меры предосторожности
Функциональная схема системы Mono-Motronic
|
1 — МЗамок зажигания
2 — Аккумуляторная батарея
3 — Датчик частоты и положения коленчатого вала
4 — l-зонд
5 — Каталитический преобразователь
6 — Угольный адсорбер
7 — Э/м клапан системы улавливания топливных испарений
8 — Топливный бак
9 — Электрический топливный насос
10 — Топливный фильтр
11 — Датчик положения дроссельной заслонки
12 Датчик температуры охлаждающей жидкости
|
13 — Воздухоочиститель
14 — Инжектор впрыска топлива
15 — Регулятор давления топлива
16 — Датчик температуры воздуха
17 — Шаговый двигатель системы холостого хода
18 — Свеча зажигания
19 — Распределитель зажигания
20 — ECU управления зажиганием
21 — ECU системы впрыска
22 — Предохранители и реле
23 — Диагностический разъем
|
Схема функционирования инжектора впрыска и регулятора давления топлива
|
1 — Подвод топлива от бензонасоса
2 — Инжектор впрыска
|
3 — Регулятор давления топлива
4 — Возврат топлива в бак
|
Система Bosch Mono-Motronic относится к семейству систем управления двигателем
замкнутого типа. Такие системы осуществляют управление как непосредственно над
впрыском топлива, так и над его воспламенением.
Функциональная схема системы Mono-Motronic представлена на иллюстрации. В число
основных компонентов системы впрыска входят: топливный бак с установленным внутри
него погружным электрическим бензонасосом, топливный фильтр, линии подачи и возврата
топлива, корпус дросселя с вмонтированным в него электронным инжектором впрыска
топлива, а также электронный блок управления (ECU) в комплекте с информационными
датчиками, исполнительными устройствами и соединительной электропроводкой.
Бензонасос обеспечивает непрерывную подачу топлива через фильтр картриджного типа
в корпус дросселя под небольшим избыточным давлением. Встроенный в корпус дросселя
регулятор давления топлива обеспечивает постоянный напор на инжекторе впрыска.
Избыток горючего по возвратной линии поступает обратно в топливный бак. Такая
система непрерывной подачи позволяет снизить температуру топлива и предотвратить
его испарение.
Открывание и закрывание инжектора производится по команде ECU, вычисляющего момент
и продолжительность впрыска на основании анализа поступающих информационных сигналов
об оборотах двигателя, положении и скорости перемещения дроссельной заслонки,
температуре всасываемого воздуха, температуре охлаждающей жидкости, скорости движения
автомобиля, составе отработавших газов и т.д. На иллюстрации представлена схема
функционирования инжектора впрыска и регулятора давления топлива.
Всасываемый в двигатель воздух проходит через воздухоочиститель, внутрь которого
устанавливается изготовленный из плотной бумаги сменный фильтрующий элемент. Температура
всасываемого воздуха регулируется посредством вакуумного клапана, установленного
внутри впускного рукава воздухоочистителя и позволяющего смешивать наружный воздух
с поступающим через кожух нагревателя, размещенный над выпускным коллектором.
Положением заслонки клапана управляет установленный внутри воздухоочистителя термочувствительный
датчик-выключатель.
Информация об оборотах двигателя поступает в ECU от датчика Холла, установленного
сверху на картере коробки передач и фиксирующего частоту вращения маховика.
Температура поступающего в корпус дросселя воздуха измеряется датчиком, установленным
непосредственно над инжектором впрыска. Информация поступает в ECU, который на
основе ее анализа определяет текущие потребности двигателя в отношении момента
впрыска и состава воздушно-топливной смеси.
Управление оборотами холостого хода двигателя осуществляется частично электронным
модулем положения дроссельной заслонки, установленным сверху на корпусе дросселя,
а частично - системой зажигания, за счет изменения установок угла опережения зажигания.
Ввиду сказанного необходимость в ручных корректировках оборотов отпадает и возможность
ее конструкцией системы не предусмотрена. Информация о положении и скорости перемещения
дроссельной заслонки поставляется в ECU специальным датчиком, иногда именуемым
также потенциометром дроссельной заслонки. Датчик расположен на левой стенке корпуса
дросселя.
Содержание кислорода в отработавших газах непрерывно отслеживается ECU через l-зонд,
установленный в переднюю секцию системы выпуска. Анализируя поступающую информацию,
ECU выдает команды на корректировку угла опережения зажигания и продолжительность
впрыска, формируя тем самым оптимальную по составу воздушно-топливную смесь. В
результате, необходимость в ручной корректировке содержания СО в отработавших
газах также отпадает. В стандартную комплектацию всех рассматриваемых в настоящем
Руководстве моделей входит каталитический преобразователь.
В дополнение к перечисленным функциям, ECU осуществляет управление функционированием
системы улавливания топливных испарений.
Следует заметить, что диагностика отказов системы Bosch Mono-Motronic возможна
лишь при помощи специального электронного считывателя. Диагностический разъем
для подключения считывателя расположен в правой части панели приборов автомобиля.
В случае любых нарушений функционирования системы следует без промедления обращаться
к специалистам фирменного сервис-центра компании Skoda, которые произведут считывание
и расшифровку записанных в блок памяти ECU кодов выявленных системой самодиагностики
неисправностей.
Порядок замены отказавших компонентов системы описан в нижеследующих Разделах
Главы.
Меры предосторожности
|
Бензин является в высшей мере огнеопасной жидкостью. При
выполнении обслуживания компонентов системы питания следует соблюдать
особые меры предосторожности!
|
Не курите и не приближайтесь к месту проведения работ с источником открытого пламени/незащищенной
абажуром переноской! Не производите обслуживание компонентов системы питания в
помещениях, оборудованных работающими на природном газе и оснащенными контрольным
факелом нагревательными приборами. Следите, чтобы под рукой постоянно находился
заряженный огнетушитель.
Избегайте попадания топлива в глаза и на открытые участки кожи. Надевайте защитные
перчатки и очки. Случайно попавшие брызги смывайте водой с мылом.
Помните, что топливные испарения не менее, если не более, опасны, чем собственно
жидкое горючее. Не забывайте, что опорожненная тара из-под бензина продолжает
содержать пары горючего, являющиеся не только легко воспламенимыми, но и потенциально
взрывоопасными!
Многие из описываемых в данной Главе процедур связаны с необходимостью отсоединения
топливных линий, неизбежно ведущим к разливанию горючего. Старайтесь заблаговременно
подготовить все необходимые материалы для сбора проливаемого топлива.
Помните, что остаточное давление продолжает присутствовать в тракте системы спустя
еще длительное время после остановки двигателя. Перед снятием или отсоединением
любого из компонентов топливного тракта данное давление необходимо безопасным
образом сбросить (см. Раздел
Сброс остаточного давления в системе питания).
Выполняя обслуживание компонентов системы питания особое внимание уделяйте соблюдению
чистоты - попадание в топливный тракт грязи способно привести к нарушению его
проходимости, ведущей к перебоям в работе двигателя и даже его самопроизвольным
остановкам.
В интересах личной безопасности исполнителя и в целях сохранности оборудования
многие из описываемых в настоящей Главе процедур должны производиться только после
отсоединения от батареи отрицательного провода. Такая мера предосторожности в
первую очередь исключает возможность короткого замыкания, а во вторых, позволяет
избежать скачков напряжения в цепях электронной части системы управления двигателем,
многие из компонентов которой (такие как ECU, датчики и исполнительные устройства)
в высшей мере чувствительны к связанным с такими скачками перегрузкам.
Заметим, однако, что система располагает известной гибкостью, позволяющей ей адаптироваться
к изменениям характеристик двигателя, связанным с его износом в процессе эксплуатации
транспортного средства. Такая приспособляемость связана с наличием в памяти ECU
определенных параметров. При отключении батареи данная информация стирается и
после запуска двигателя ее восстановление требует небольших затрат времени. Реабилитационный
период может сопровождаться нарушением стабильности оборотов двигателя, снижением
чувствительности к изменению положения дроссельной заслонки, легким увеличением
расхода топлива и т.п. Продолжительность восстановительного процесса определяется
частотой использования и условиями эксплуатации транспортного средства.
|